Подготовлены управлением государственной гражданской службы и кадровой работы аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области

 

Рекомендации по проведению анализа представляемых государственными гражданскими (муниципальными) служащими Оренбургской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

 

1. Общие положения

 

Действующим законодательством (Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденное Аппаратом Правительства Российской Федерации от 18.02.2010 № 647п-П16) на кадровые службы органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) возложено выполнение функции по обеспечению соблюдения гражданскими (муниципальными) служащими (далее – служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Выполнение данной функции осуществляется путем применения кадровых технологий, одной из которых является проверка достоверности и полноты, представленных служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения), полноты и правильности заполнения утвержденной формы справки.

Проверка достоверности и полноты представленных гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – проверка) осуществляется в соответствии с положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Оренбургской области, и государственными гражданскими служащими Оренбургской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Оренбургской области требований к служебному поведению, утвержденным Законом Оренбургской области от 04.05.2010 № 3551/824-IV-ОЗ.

Проверка достоверности и полноты представленных муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с положением о проверке достоверности и полноты представленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законодательством, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 09.07.2012 № 421-ук.

Вышеуказанными положениями определены 4 вида проводимых проверок:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных:

гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области (далее – граждане), на отчетную дату;

служащими за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;

б) достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на государственную гражданскую (муниципальную) службу Оренбургской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области (далее – сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами);

в) соблюдения служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению).

Виды проверок различаются по субъекту проверки (гражданский (муниципальный) служащий, гражданин), по объекту проверки (достоверность и полнота сведений о доходах, достоверность и полнота сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдение требований к служебному поведению).

Основаниями для осуществления проверки, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) работниками подразделений кадровых служб либо должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – кадровая служба);

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и их региональных отделений и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Оренбургской области;

д) общероссийскими и региональными средствами массовой информации.

Основанием для проверки может быть только письменная информация и представленная только органами и организациями, указанными в положениях.

Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

Как видно, обращения граждан не могут являться основанием для проведения проверки. Вместе с тем, полученная таким образом информация может быть проанализирована кадровой службой и направлена представителю нанимателя в качестве доклада по итогам рассмотрения обращения который, в свою очередь, может являться основанием для проведения проверки.

 

2. Порядок осуществления анализа представляемых служащими

сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера

Как уже отмечено, одним из оснований для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке кадровой службой.

В целях реализации указанных полномочий представленные служащими сведения подлежат анализу на предмет выявления оснований для проведения проверки.

Анализ проводится в два этапа.

На первом этапе (при представлении гражданским служащим сведений) проверяется:

правильность оформления сведений в соответствии с формой, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, а также полнота заполнения всех реквизитов, проставление всех подписей;

соответствие информации, содержащейся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего (далее – справка) методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера.

О возможной недостоверности или неполноте отражения информации в справке может свидетельствовать проставление в соответствующих графах разделов 1, 2, 4, 5.1, 5.2 справки округленных величин дохода или сумм средств, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях (например: 50 000 рублей, 500 000 рублей), указание неполных адресов объектов недвижимости, кредитных и иных организаций, отсутствие реквизитов кредитных договоров, договоров аренды и т.п.

Служащему предлагается дать пояснения о достоверности указанной информации и представить подтверждающие документы. При необходимости справка возвращается служащему для устранения недостатков.

По окончании установленного срока представления сведений проверяется, все ли служащие, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представили соответствующие сведения.

Сведения подаются всеми служащими, замещающими должности, утвержденные Указом Губернатора Оренбургской области от 02.09.2009 № 194-ук «Об утверждении должностей государственной гражданской службы Оренбургской области, при назначении на которые и при замещении которых гражданские служащие Оренбургской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», также должности гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области, отнесенные правовыми актами органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) Оренбургской области к коррупционно опасным должностям или должностям, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Таким образом сведения подаются служащими включенными в соответствующие перечни должностей, в том числе находящимися в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы и т.п.

В случае непредставления сведений гражданин не может быть назначен на должность гражданской (муниципальной) службы, а служащий освобождается от должности гражданской (муниципальной) службы или подвергается иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный факт является основанием для проведения проверки соблюдения служащим требований к служебному поведению.

На втором этапе кадровой службой с учетом имеющейся информации, содержащейся в личном деле служащего, осуществляется проверка путем анализа логических связей внутри справки, т.е. сверки информации, содержащейся в справке с информацией, которая содержится в справках, представленных в предыдущие отчетные периоды, установления наличия соответствующих документов в личном деле.

По информации, содержащейся в личном деле, устанавливается состав семьи служащего и количество лиц, сведения, об имуществе которых обязан представить служащий. Полученная информация сверяется с представленными сведениями.

 

Раздел 1 справки.

При анализе раздела 1 справки устанавливается наличие доходов, полученных служащим за отчетный период. При указании дохода от преподавательской, научной, иной творческой деятельности, дохода по другому месту работы проверяется наличие в личном деле служащего надлежащим образом оформленного уведомления представителя нанимателя о намерении заниматься иной оплачиваемой работой.

При отсутствии уведомления данная информация направляется представителю нанимателя для принятия решения о проведении проверки соблюдения служащим требований к служебному поведению.

Раздел 3 справки.

В разделе 3 справки указывается только имущество, принадлежащее служащему на праве индивидуальной или общей (долевой или совместной) собственности. Данные раздела 3 сверяются с данными соответствующего раздела предыдущих годов. В случае если в сведениях за отчетный период не указано имущество, имевшееся у служащего в предыдущем периоде, необходимо проверить, указан ли в разделе 1 справки (подраздел 7 «Иные доходы») доход от продажи данного имущества.

Если доход от продажи имущества не указан – это является основанием для инициирования проверки достоверности и полноты представленных сведений.

В случае появления в отчетном периоде у служащего нового имущества проверяется, заполнен ли раздел 2 справки в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Данный  раздел справки заполняется только  в случае, если  в отчетном  периоде служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми совершена сделка (сделки) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного  средства, ценных бумаг, акций (долей  участия, паев в уставных складочных) капиталах организаций), и сумма такой  сделки  или общая сумма совершенных сделок  превышает общий доход данного  лица  и его супруги (супруга) за три  последних года, предшествующих отчетному  периоду.

Например, при представлении сведений в 2015 году сообщаются сведения о сделках, совершенных  в 2014 году.

При расчете общего дохода служащего и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за три календарных года, предшествовавших году совершения сделки.

Например, при представлении сведений о сделках, совершенных  в 2014 году, суммируются доходы  служащего и его супруги (супруга), полученные в 2011 году, 2012 году и 2013 году.

Общий доход служащего и его супруги  (супруга) рассчитывается вне зависимости  от замещаемой  им должности  в течение трех  указанных  лет, а также  вне зависимости  от  места прохождения гражданской (муниципальной) службы, осуществления трудовой  деятельности.          

Если правовые основания для представления указанных сведений отсутствуют, данный раздел справки не заполняется.

Данный раздел не заполняется  в следующих случаях:

гражданин представляет сведения в связи с  назначением на должность;

при отсутствии  правовых оснований для  представления сведений о  расходах  (например, приобретено имущество или имущественные права, не предусмотренные Федеральным законом  от 03.12.2012 № 230-ФЗ);

земельный участок, другой объект недвижимости, транспортное  средство, ценные бумаги, акции (доля  участия, пай в уставном (складочном) капитале организации) приобретено в результате совершения безвозмездной сделки (наследование, дарение). При этом такое  имущество отражается  в соответствующих  подразделах и разделах справки.

Раздел 4 справки.

Данные раздела 4 сверяются с данными предыдущих годов. В случае если сумма денежных средств, поступивших на счет служащего, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года, необходимо инициировать проведение проверки достоверности и полноты представленных сведений.

Раздел 5 справки.

При анализе раздела 5 устанавливается:

соответствие сведений о ценных бумагах за отчетный период сведениям за предыдущий период;

результаты рассмотрения данных о владении служащим ценными бумагами комиссией по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов;

отражение дохода от ценных бумаг в разделе 1 сведений (в случае выбытия у служащего ценных бумаг отражение дохода от их реализации в разделе 1 сведений).

В ходе проверки устанавливается соблюдение при приобретении (владении) служащим ценных бумаг требований подпункта 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При установлении факта несоблюдения требований законодательства Российской Федерации информация направляется представителю нанимателя для принятия решения о проведении проверки соблюдения служащим требований об урегулировании конфликта интересов.

В разделе 6.1 указывается имущество, находящееся в пользовании служащего и не принадлежащее ему на праве собственности: по договору аренды, социального найма, иного найма, на праве безвозмездного пользования (например, в случае принадлежности квартиры на праве собственности супругу служащего) и т.п.

По пункту 6.2 сравнивается величина кредитных обязательств на начало отчетного периода (по данным предыдущего отчетного периода) с их величиной на конец отчетного периода.

Сведения о доходах супруга служащего и его несовершеннолетних детей анализируются аналогичным образом.

 

3. Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки соблюдения требований к служебному поведению, требований об урегулировании конфликта интересов

 

Проверка при наличии оснований назначается решением представителя нанимателя. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или служащего и оформляется в письменной форме в виде распорядительного акта. Примерный образец распорядительного акта приведен в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям.

Срок проведения проверки – 60 дней. При наличии оснований лицом, принявшим решение о проведении проверки, срок проверки может быть продлен до 90 дней.

В течение двух рабочих дней со дня получения акта о проведении проверки кадровая служба направляет служащему уведомление в письменной форме о начале в отношении него проверки.

Одним из вариантов ознакомления является вручение служащему копии распорядительного акта о проведении проверки и разъяснение ему его прав. При этом служащий делает запись на подлиннике распорядительного акта: «С приказом ознакомлен. Копию приказа получил. Права разъяснены» и ставит личную подпись и дату.

В случае обращения служащего в течение семи рабочих дней со дня обращения, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный со служащим сотрудник кадровой службы осуществляет проведение беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке.

При осуществлении проверки должностные лица кадровой службы вправе:

проводить беседу с гражданином или служащим;

изучать представленные гражданином или служащим сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

получать от гражданина или служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы Оренбургской области, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее – государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами; о соблюдении служащим требований к служебному поведению;

наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Запросы о представлении соответствующей информации могут быть направлены в:

Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области – по вопросам представления размера годового дохода с разбивкой по источникам дохода, по вопросам наличия в собственности долей участия в уставных капиталах коммерческих организаций;

ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области» – по вопросам представления размера социальных выплат;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» – по вопросам наличия в собственности недвижимого имущества;

Управление ГИБДД УМВД России, инспекции по государственному надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, инспекции по маломерным судам – по вопросам наличия в собственности автотранспортных средств и самоходных машин, маломерных судов;

кредитные организации – по вопросам наличия, номерах, датах открытия и видах счетов, открытых в кредитном учреждении, размере дохода, полученного от вкладов за отчетный период, об остатке средств на счетах на отчетную дату, о наличии обязательств между кредитной организацией (кредит, поручительство, заложенное имущество в обеспечение обязательства и т.п.) и т.д.

Запросы, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются:

а) Губернатором Оренбургской области о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

б) начальником управления государственной гражданской службы и кадровой работы, руководителем государственного органа в государственные органы и организации.

Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются должностными лицами, перечень которых утвержден Президентом Российской Федерации, наделенными полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

В запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных ниже, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В запросе указываются:

фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы) гражданина или служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

срок представления запрашиваемых сведений;

фамилия, инициалы и номер телефона служащего, подготовившего запрос;

идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

другие необходимые сведения.

Образец запроса в государственные органы представлен в приложении № 2 к настоящим рекомендациям.

По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

о назначении гражданина на должность гражданской (муниципальной) службы;

об отказе гражданину в назначении на должность гражданской (муниципальной) службы;

об отсутствии оснований для применения к служащему мер юридической ответственности;

о применении к служащему мер юридической ответственности;

о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Представитель нанимателя, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, принимает одно из следующих решений:

назначить гражданина на должность гражданской (муниципальной) службы;

отказать гражданину в назначении на должность гражданской (муниципальной) службы;

применить к служащему меры юридической ответственности;

представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

Материалы проверки хранятся в подразделении, уполномоченном на проведение проверки, в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

По завершении всех мероприятий к материалам личного дела служащего приобщаются копии:

распорядительного акта о проведении проверки;

доклада представителю нанимателя по результатам проверки;

распорядительный акт о применении взыскания.

В случае направления материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, к личному делу приобщается копия протокола (выписки из протокола) заседания комиссии.

Просмотреть приложение № 1 к рекомендациям по проведению анализа представляемых государственными гражданскими (муниципальными) служащими Оренбургской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Просмотреть приложение №2 к рекомендациям по проведению анализа представляемых государственными гражданскими (муниципальными) служащими Оренбургской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера